САММИТ БРИКС 17 ноября 2020
Перейти на русскую версию официального
сайта Председательства России в БРИКС?
Go to the Russian version of Russia`s BRICS
Presidency official website?

Генеральный директор Евразийского регионального центра НБР Андрей Бокарев: «Масштабы России и многообразие ее экономики предоставляют поистине уникальные возможности для Нового банка развития»

9 ноября 2020 г. Президент Российcкой Федерации В.В.Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Новым банком развития о размещении Евразийского регионального центра Нового банка развития в Российской Федерации».

В связи с этим мы побеседовали с Генеральным директором Евразийского регионального центра Нового Банка развития (НБР) Андреем Бокаревым.

  • Уважаемый Андрей Андреевич, Вы назначены руководителем Евразийского регионального центра НБР в России. Можно попросить Вас сформулировать 5 первоочередных задач, к решению которых Вы приступите в самое ближайшее время?

Начну с того, открытие Евразийского регионального центра Нового банка развития является продолжением практики размещения региональных представительств Банка на территории стран-учредителей и идет в развитие соответствующих договоренностей лидеров стран БРИКС от 2014 года. К настоящему времени открыты региональные центры в ЮАР и Бразилии, теперь наступила очередь Российской Федерации. В 2021 году планируется учреждение аналогичного представительства в Индии.

Целью создания Евразийского регионального центра НБР является содействие реализации основных видов деятельности Банка на территории Российской Федерации, а в последующем, при расширении состава акционеров Банка, и в странах Евразийского региона, через осуществление следующих функций:

- сопровождение и поддержка реализации проектов Банка в области инфраструктуры и устойчивого развития, в том числе, предусматривающих участие нескольких стран Евразийского региона;
- сотрудничество в рамках мандата НБР с национальными, государственными и (или) частными структурами, в особенности, с международными финансовыми институтами и национальными банками развития;
- оказание технического содействия в подготовке и осуществлении проектов Банка.

В этих условиях к числу приоритетных задач отнес бы:

- решение целого ряда организационно-технических вопросов, без которых невозможна деятельность Центра; ведь до сегодняшнего дня Банк не имел своего представительства в России;
- налаживание взаимодействия с органами государственной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами;
- выстраивание диалога с российскими регионами, как потенциальными партнерами Банка;
- запуск системного мониторинга и поиска проектных предложений для наращивания проектного портфеля Банка в России;
- налаживание контактов с другими международными финансовыми организациями, работающими в России, координация взаимодействия с ними, включая реализацию совместных проектов.

Это далеко не полный перечень задач, который стоит перед Центром сегодня.

  • Деятельность НБР на территории России уже сейчас можно назвать достаточно активной. Что изменится после открытия офиса в Москве? Изменится ли принцип или схема работы Банка в РФ?

Вы правы. На сегодняшний день НБР активно развивает операционную деятельность на территории Российской Федерации. По состоянию на начало октября 2020 г. Советом директоров НБР одобрено 13 инвестиционных проектов в России на общую сумму около 3,4 млрд. долларов США. Доля суверенных проектов в российском портфеле составляет 53,5%, несуверенных 46,5%. Российский несуверенный портфель достиг отметки 1,57 млрд. долларов США, что составляет 45,72% от всех несуверенных операций Банка. Отмечается высокое качество российского кредитного портфеля. Все проекты реализуются в соответствии с установленным графиком. По большинству несуверенных займов заемщиками уже завершена полная выборка средств.

В то же время открытие Центра в Москве должно позволить закрепить этот успех, обеспечить планомерное наращивание российского портфеля Банка, как суверенного, так и несуверенного, поставить на системную основу процесс поиска и подготовки новых проектов. Не секрет, что для многих стран мира, и государства БРИКС здесь не исключение, характерна нехватка качественных, так называемых «bankable» проектов, которые были бы способны привлекать финансирование из разных источников. Роль Центра и Банка в целом оказать поддержку потенциальным российским заемщикам, бенефициарам в идентификации таких проектных предложений, подготовке качественной проектной документации, привлечении, наряду со средствами НБР, инвестиций из других источников.

Немаловажным аспектом деятельности Центра становится его роль как представителя НБР в процессе проведения консультаций, переговоров с российскими заемщиками, организации оценочных и мониторинговых миссий Банка. Сегодня, в условиях ограничений, вызванных распространением COVID 19, НБР, как и другие международные организации, зачастую не имеет возможности направлять в другие страны своих сотрудников из штаб-квартиры. Резко возрастает активность в дистанционном формате с использованием современных технологий. Но даже при всем их совершенстве личный контакт, непосредственное присутствие на местах во многих случаях незаменимо. В этой ситуации на сотрудников Центра падает дополнительная нагрузка и ответственность по поддержанию качественного и своевременного взаимодействия как с властями, так и с непосредственными заемщиками.

В целом, говорить об изменении принципов работы Банка в России нет оснований. Но эта работа, присутствие НБР здесь должны стать более значимыми, видимыми. Банк может оказать существенную поддержку в решении стоящих перед Правительством Российской Федерации, региональными властями задач, в первую очередь в области модернизации и развития инфраструктуры. И роль Евразийского Центра в этом может быть весьма существенной.

  • Какие сегменты экономики России сегодня наиболее привлекательны для НБР, как инвестиционного института?

Как известно, ключевым аспектом мандата Банка является финансирование инфраструктуры. В этом плане масштабы России и многообразие ее экономики предоставляют поистине уникальные возможности для НБР в приложении его усилий. Речь может идти и об инвестициях в модернизацию системы ЖКХ, включая водо- и энергоснабжение, санитарию, создание комфортной городской среды, развитие транспортной инфраструктуры, в том числе дорожное строительство, порты и аэропорты, повышение эффективности системы городского транспорта, включая обновление подвижного состава. Ряд проектов в перечисленных областях уже реализуется Банком на территории России. Например, НБР предоставил Российской Федерации суверенный займ в размере 320 млн. долларов США для реализации проекта по развитию систем водоснабжения городов бассейна реки Волга. Проект предусматривает модернизацию систем водоснабжения и водоотведения в пяти выбранных в конкурсном порядке городах (Чебоксары, Дзержинск, Иваново, Рыбинск, Волжский).

Важным для Банка направлением сотрудничества с Россией становится финансирование так называемой «социальной инфраструктуры». В этом случае речь идет о совместных проектах по сохранению культурного наследия или развитии системы высшего и среднего профессионального образования. Примером такого взаимодействия является суверенный займ, предоставленный Банком для реализации проекта по комплексному развитию территории и инфраструктуры 9 малых исторических поселений (Торжок, Выборг, Гороховец, Чистополь, Ростов Великий, Суздаль, Старая Русса, Арзамас, Тутаев). Предусмотрено финансирование сохранения и развития культурного наследия малых городов, а также улучшение их туристической инфраструктуры.

Значимым для Банка и для Российской Федерации может стать финансирование проектов, направленных на повышение энергоэффективности российской экономики, переход на ресурсосберегающие, «зеленые» технологии, снижение объема загрязняющих выбросов, адаптацию к условиям климатических изменений. Другие акционеры Банка уже сегодня активно привлекают ресурсы НБР на эти цели. Представляется, что и применительно к России необходимо задействовать имеющиеся у Банка возможности для решения этих актуальных задач.

В сегодняшних реалиях было бы неправильно пренебрегать возможностями сотрудничества в сфере цифровых технологий, развития соответствующей инфраструктуры. У России уже накоплен большой опыт успешного внедрения современных цифровых технологических решений в разных сферах экономики. В ряде случаев такой опыт признается едва ли не самым передовым в мире. В этих условиях кажется логичным поддержать усилия российских властей в дальнейшем развитии этого потенциала. Кроме того, Банк заинтересован в изучении успешной российской практики и ее последующем использовании для других своих акционеров.

  • И финальный вопрос – с каким настроением вы входите в эту должность? Вы для себя наверняка определили главные вызовы в этом?

Стать главой Евразийского регионального центра НБР - это своего рода «новый вызов» для меня. Всегда интересно стоять у истоков каких-либо начинаний, создавать что-то с нуля. Вот и в этом случае передо мной поставлена задача организовать деятельность Центра, сделать его эффективным инструментом сотрудничества, своего рода «мостом» во взаимодействии между Банком, расположенным в Шанхае, и Россией - одним из учредителей и активных участников процесса создания НБР.

В значительной степени от результатов работы Центра будет зависеть наращивание проектного портфеля Банка в Российской Федерации, его востребованность в решении актуальных задач российской экономики, реализации национальных проектов, ориентированных на «горизонт» до 2030 года. И ключевая задача Центра, а также его руководителя - оправдать эти ожидания.